
Когда слышишь сочетание 'Китай авария дорожной техники', первое что приходит на ум - дешёвые машины с кучей проблем. Но за 12 лет работы с китайской спецтехникой понял: 80% поломок происходят не из-за заводского брака, а из-за нашего, российского, подхода к эксплуатации. Снег в топливном баке зимой - это ведь не конструктивный просчёт китайцев, верно?
В прошлом месяце разбирали инцидент с экскаватором XCMG на карьере под Воронежем. Машина 2022 года выпуска, наработала всего 1800 моточасов. Внезапный отказ гидроцилиндра стрелы - классика, с которой сталкивался каждый механик. Но причина оказалась не в самом цилиндре, а в несвоевременной замене фильтра тонкой очистки. Фильтр стоял китайский оригинальный, но наш водитель забыл про регламент ТО - у них же в инструкции по-русски всё написано, только читать никто не хочет.
Кстати, про фильтры. У Хэнань Инхуэй Машинери в новых моделях асфальтоукладчиков поставили датчики перепада давления на фильтрах - зелёный/красный индикатор. Казалось бы, мелочь, но на 30% снизила количество внезапных отказов гидросистем. Проверили на трёх объектах в Ленинградской области - работает. Хотя некоторые прорабы сначала ругались: 'Опять китайцы накрутили ненужной электроники'.
Самое уязвимое место в гидравлике китайских машин - это соединения высокого давления. Резьбовые фитинги иногда не выдерживают наших морозов. Заметил закономерность: если техника хранится в отапливаемом ангаре, проблем значительно меньше. Но кто же у нас будет греть ангары для китайской техники? Считают, что не стоит она того.
Зимой 2021 года у нас одновременно встали пять китайских катков на строительстве трассы М-12. Диагностика показала - отказ блоков управления. Причём интересно: машины были от разных производителей, но электронные модули - от одного субпоставщика из Гуанчжоу. Вот тебе и 'разные производители'.
Сейчас Yinghui в новых партиях дорожных катков ставит уже российские контроллеры - адаптированные под наши условия. И знаете, работает надёжнее. Хотя сначала сомневались - ну какие российские контроллеры в китайской технике? Оказалось, совместная разработка с инженерами из Таганрога.
Разъёмы - отдельная история. Китайские коннекторы не всегда герметичны. Видел случаи, когда влага попадала в CAN-шину, и машина начинала 'глючить' - самопроизвольное включение фар, сброс настроек. Лечится просто - дополнительная герметизация при подготовке к зиме. Но кто этим занимается профилактически? Обычно ждут, пока проблема проявится.
В 2019 году наблюдал интересный случай на ремонте дороги в Карелии. У асфальтоукладчика SANY после двух сезонов пошли трещины по раме. Производитель сначала не признавал гарантию - мол, перегруз. Но когда посмотрели лог-файлы (а они в китайской технике тоже есть, просто не все знают как их читать), оказалось - машина эксплуатировалась в пределах нормы.
Позже выяснилось, что партия стали для рам этой серии поставлялась с изменёнными характеристиками - производитель металла сэкономил на легирующих добавках. Китайцы, к их чести, признали ошибку и заменили технику. Но сколько таких случаев остаются нераскрытыми?
У Хэнань Инхуэй в этом плане подход другой - они используют сталь марки Q550B для критических узлов. Проверяли ультразвуком на объектах в Сибири - после трёх лет эксплуатации дефектов не нашли. Хотя, конечно, три года - это ещё не показатель.
Чаще всего нарекания вызывают системы питания дизелей. Китайские инженеры рассчитывают топливную аппаратуру под качественное дизтопливо, а у нас что льют - одному богу известно. Видел как на новом погрузчиле Weichai через 200 часов работы начала 'тупить' ТНВД - диагностика показала примеси воды в топливе.
Сейчас многие китайские производители, включая Henan Yinghui Machinery Equipment Co., Ltd., ставят на экспортные модели дополнительные фильтры-сепараторы. Но наши механизмы часто их демонтируют - мол, лишнее сопротивление в системе. Потом удивляются, почему форсунки выходят из строя.
Интересный момент: в технике для российского рынка начали применять предпусковые подогреватели с усиленными ТЭНами. Стандартные китайские не всегда выдерживают наши морозы - перегорают в первую же зиму. В новых партиях катков от Yinghui уже стоят российские подогреватели 'Север' - пока нареканий нет.
Летом 2022 года в Ростовской области одновременно перегрелись три китайских автогрейдера. Причина - забитые радиаторы тополиным пухом. Конструкция решёток не предусматривала такой интенсивности 'пухопада'. Пришлось местным умельцам ставить дополнительные сетки.
Зимой другая бедь - антифриз. Китайцы часто заливают охлаждающую жидкость с температурой замерзания -25°C. Для средней полосы России этого маловато. При -30°C уже были случаи размораживания радиаторов. Теперь при приёмке новой техники первым делом проверяем плотность антифриза.
У новых моделей от Yinghui уже с завода идёт антифриз до -45°C - видимо, учли негативный опыт. И радиаторы сделали с увеличенным запасом прочности - медные, а не алюминиевые как у некоторых конкурентов. Хотя это и удорожает конструкцию.
Помню первые поставки китайской дорожной техники в 2010-х - болты отваливались через месяц работы, краска слезала к концу сезона. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Те же Хэнань Инхуэй используют порошковую покраску по технологии, аналогичной европейской.
Но есть нюансы. Например, болтовые соединения до сих пор иногда раскручиваются от вибрации. Обнаружили закономерность - если при сборке применяется динамометрический ключ (а не ударный гайковёрт), проблем значительно меньше. Теперь при приёмке новой техники обязательно проверяем ключевые соединения моментомером.
Интересно наблюдать как китайские производители перенимают опыт. В новых катках от Yinghui уже стоят самоконтрящиеся гайки - мелкая деталь, а на надёжность влияет существенно. И резиновые уплотнения поставили морозостойкие, не дубеющие при -40°C.
Самая большая проблема с китайской техникой - не сами машины, а организация сервиса. В 2020 году ждали запчасти на редуктор катка 4 месяца! Пока шли из Китая, строительный сезон закончился. Сейчас Yinghui открыли склад запчастей в Подмосковье - стало значительно лучше.
Но остаётся вопрос с квалификацией механиков. Не все СТО могут правильно диагностировать электронные системы китайской техники. Видел как 'специалисты' меняли исправный датчик три раза, потому что не могли считать ошибку из памяти контроллера.
Сейчас многие производители, включая Henan Yinghui Machinery Equipment Co., Ltd., проводят обучение для российских механиков. Но охват пока небольшой - в основном крупные дилерские центры. В регионах до сих пор часто 'колхозят' кто во что горазд.
Если десять лет назад к китайской технике относились как к расходному материалу - поработала сезон и выбросили, то сейчас ситуация меняется. Те же машины от Yinghui при грамотном обслуживании отрабатывают 5-7 лет без капитального ремонта. Главное - соблюдать регламенты и не экономить на расходниках.
Цена остаётся главным козырем - китайская техника в среднем на 30-40% дешевле европейских аналогов. При этом качество постоянно растёт. Вижу по статистике наших сервисных центров - количество гарантийных случаев за последние 5 лет снизилось втрое.
Думаю, через 3-4 года китайские производители полностью догонят корейцев по надёжности. А некоторые модели, особенно в линейке Хэнань Инхуэй Машинери, уже сейчас не уступают. Главное - перестать относиться к ним как к 'второму сорту' и обслуживать как положено.