
Когда слышишь 'журнал асфальтобетонной смеси поставщик', первое, что приходит в голову — это кипа бумаг в пыльном офисе. Но на деле это живой инструмент, который либо спасёт тебя при конфликте с заказчиком, либо похоронит под штрафами. Многие до сих пор путают его с обычной товарной накладной, а потом удивляются, почему акт списания не подписывают.
В 2019 году мы вели участок трассы М-11, где поставщик вёл журнал в Excel с ручным заполнением. Казалось бы, удобно — но когда пришло время сверки, выяснилось, что водители забывали вносить температуру смеси при отгрузке. Пришлось доказывать, что трещины в покрытии — не наша вина. С тех пор требую фиксацию каждого параметра: от времени выгрузки до номера партии битума.
Кстати, о битуме — его марка часто 'выпадает' из документации. Как-то раз получили смесь на БНД 60/90, а в журнале стояла пометка 'битумное вяжущее' без уточнений. Лаборатория потом полдня разбиралась, почему плотность не сходится. Теперь всегда прописываем в шапке журнала не только ГОСТ на смесь, но и все компоненты с паспортами качества.
Особенно бесят 'креативные' поставщики, которые в графе 'дата отгрузки' указывают день приёмки на объекте. Попробуй потом доказать, что асфальт остыл за три часа перевозки без термочехлов. Один раз такой спор закончился тем, что мы вместе с представителем поставщик асфальтобетонной смеси пересчитывали данные по термопарам — с тех пор всегда ставлю в договоре пункт о синхронизации журналов.
Температурный журнал — это отдельная история. Идеально, когда к нему идёт распечатка с датчиков АБЗ. Но на старых заводах до сих пор используют ртутные термометры, погрешность которых достигает 10°C. Как-то в Новосибирске из-за этого забраковали 80 тонн смеси — она остыла ниже 110°C до уплотнения.
Сейчас внедряем систему, где водитель через планшет сразу вносит данные в облако. Но и тут проблемы — например, когда журнал асфальтобетонной смеси автоматически заполняется по геолокации, но не учитывает простои на железнодорожных переездах. Приходится дополнять ручными пометками.
Кстати, о геолокации — это спасло нас в прошлом месяце, когда поставщик пытался доказать, что задержка в 4 часа произошла из-за пробок. А по данным GPS его машина 2 часа стояла на заправке. Журнал без привязки к координатам — просто бумажка.
Современные АБЗ типа Lintec или Ammann автоматически генерируют электронные журналы. Но когда работаешь с мелкими поставщиками, часто сталкиваешься с кустарными решениями. Вот тут и пригодился опыт с компанией Хэнань Инхуэй Механическое оборудование Обществом с ограниченной ответственностью — их система мониторинга для асфальтоукладчиков синхронизируется с журналом поставки.
Помню, на объекте в Казани использовали их разработку — датчики уплотнения передавали данные прямо в общую базу. Это помогло доказать, что дефекты покрытия возникли из-за переуплотнения, а не из-за качества смеси. Кстати, их сайт https://www.yinghui.ru стоит добавить в закладки — там есть полезные шаблоны журналов под российские нормативы.
Особенно ценю, что они учитывают требования EAC — их формы журналов сразу содержат графы для сертификатов соответствия. После того как мы начали использовать их шаблоны, проверки Ростехнадзора стали проходить на 20% быстрее.
В 2021 году чуть не попали на миллионный штраф из-за неправильной нумерации журнальных записей. Оказалось, что при digital-ведении нужно каждый день распечатывать и заверять листы — иначе суд не примет электронную версию как доказательство.
Сейчас всегда дублируем записи на облачном сервере и в бумажном варианте с живыми подписями. Да, это двойная работа — но когда заказчик пытается оспорить объём поставленной смеси, только это спасает. Особенно если речь идёт о госзаказах.
Кстати, о госзаказах — там требуют, чтобы журнал асфальтобетонной смеси поставщик вёл по форме ГОСТ Р . Но многие до сих пор используют старые бланки 2003 года. Проверяющие любят за это 'награждать' предписаниями.
Наиболее показательный случай был в Ростове-на-Дону — там поставщик три дня вёл журнал с одинаковыми температурами смеси (ровно 150°C). При детальной проверке выяснилось, что мастер просто копировал данные предыдущих дней. Хорошо, что у нас были записи с метеостанции — ночь была холодной, и смесь не могла не остыть.
С тех пор всегда сравниваю данные журнала с погодными условиями. Если вижу несоответствия — требую расшифровки с АБЗ. Кстати, у Хэнань Инхуэй Машинери Оборудование в системах мониторинга есть интеграция с погодными сервисами — очень упрощает жизнь.
Ещё один момент — лабораторные пробы. Их отбор должен фиксироваться в журнале с привязкой к партии. Как-то раз из-за отсутствия такой записи пришлось переделывать 200 метров покрытия — пробы были, но нельзя было доказать, что они от этой партии.
Уже тестируем блокчейн-решения для фиксации данных — каждая запись получает хэш и привязывается ко всей цепочке поставок. Это исключает подделку задним числом. Правда, пока не все поставщики готовы к таким технологиям.
Думаю, через пару лет журнал поставщик асфальтобетонной смеси будет полностью цифровым с QR-кодами для каждой партии. Уже сейчас некоторые передовые компании типа упомянутой Хэнань Инхуэй внедряют подобные системы — их патенты на системы мониторинга как раз об этом.
Но главное — не забывать, что даже самая продвинутая система бесполезна без ответственного человека на объекте. Никакой ИИ не заметит, что водитель привез смесь с другого завода, если не сверит маркировку.